19 — Пути познания Бога.
Утверждая и высказывая что-либо о Боге, надо всегда помнить, что Бог настолько превосходит все сотворенное, что все наши понятия и слова к Нему, по-настоящему, не приложимы. Наши слова относятся к сотворенному предметному миру, но Бог вовсе не предмет. Все предметы, которые мы изучаем, являются частью некоего целого, а Бог не является ни частью этого целого, ни даже самым этим целым. Учители Церкви настаивают, что, говоря о Боге, было бы правильнее не утверждать, что Бог есть то или это, а, напротив, говорить, что Бог не есть ни то, ни это. “Бог бесконечен и непостижим”, пишет святой Иоанн Дамаскин, “и собственно единственное, что нам дано понять, это Его бесконечность и непостижимость”. А святой Григорий Палама писал: “Мы не можем ни представить, ни описать сверхъестественную природу Бога”. Святой Василий Великий напоминает, что наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворенного мира.
Богословие, в котором говорится о Боге в отрицательных терминах, называется апофатическим.
Размышления о том, что Бог не есть ни это, ни то, а что Он всегда выше всякого нашего представления, помогает нам духовно к Нему приблизиться. Это не простая игра ума, а некоторое его приспособление смирением приблизиться к высшему познанию, т.е. личному приобщению к Богу, Который, вочеловечившись, по Своей любви выходит из Своей непостижимой сущности, открывается нам, беседует с нами и отдается нам в святых таинствах. Апофатическое богословие есть приглашение для постижения Бога отрешиться от всего земного не только умом, но и сердцем, так как, по слову Самого Господа, только “чистые сердцем Бога узрят” (Матф. 5,8).
Поскольку человек крещен, миропомазан и живет во Христе, в него вселяется Дух Истины и он получает познание Бога.
Подсказка: что и как качать?